При любой морской прогулке возможны неблагоприятные погодные условия. Даже если выход из бухты был солнечным и спокойным днём, это не гарантирует «тихую воду» на протяжении всего путешествия. Конечно, шторм далеко не всегда представляет серьезную угрозу и на практике при должной подготовке экипажа и самой яхты обходится вовсе без каких-либо негативных последствий. Однако подготовиться к шторму нужно. Море непредсказуемо, как и любая природная стихия. От должного уровня подготовки будет зависеть не только комфортность пребывания на судне во время шторма, но и сохранность самой яхты.
Работы на палубе
В первую очередь необходимо провести подготовительные мероприятия на палубе. Если навигация на судне совершается в одиночку, то все работы проделать будет трудно. Именно поэтому, если есть опасность штормовой погоды, дальние путешествия на яхте лучше совершать с экипажем. Порядок выполнения подготовительных работ будет следующим:
- необходимо задраить или просто заблокировать выхлопную трубу;
- перекрыть все краны подачи топлива;
- открыть все отверстия кокпита, предназначенные для слива;
- по возможности нужно также перекрыть все краны внешних отверстий;
- завинтить люк машинного отделения, если он выходит на кокпит, а также проконтролировать герметичность всех ящиков кокпита;
- штормовые паруса необходимо выложить на самое видное и доступное место. Снятые же рабочие паруса нужно сложить не на палубе, а внизу;
- необходимо закрепить все оборудование на палубе;
- также следует надёжно закрепить плот или тузик;
- раструбы вентиляторов нужно подвернуть под ветер или вовсе надеть на них заглушки;
- а вот иллюминаторы рекомендуется открыть с той стороны, куда не будет проникать ветер. Это необходимо для вентиляции;
- такелажные скобы штормового стакселя у галсового и фалового углов должны быть заложены не только за галс-оттяжку, но и к штагу, и за фал;
- также нужно закрепить рукояти всех лебедок, проверить, не лежит ли что-нибудь на палубе в незакрепленном виде;
- радиолокационный отражатель следует поднять;
- в довершение всего нужно надеть страховочный пояс и заложить спасательные концы.
Работы в трюме
Внизу также много работ, которые необходимо выполнить еще до начала шторма:
- в первую очередь следует отменить свое местоположение в судовом журнале, записать показания барометра и сделать пометку относительно общего состояния погоды;
- за час до начала шторма нужно принять таблетки против укачивания (при необходимости);
- на камбузе нужно плотно закупорить все емкости, закрепить посуду;
- проверить насосы в трюме на предмет засоров;
- проверить наличие штормовых заглушек и держать их на видном месте, чтобы в случае сильного шторма иметь возможность быстро воспользоваться ими;
- якорные и ходовые огни должны находиться в идеальном рабочем состоянии;
- проверить буксировочные тросы;
- проверить наличие и возможность быстрого доступа к аптечке, индивидуальным и общим средствам спасения, а также сигнальных ракет;
- необходимо также проверить доступность сухого пайка. Если позволяет время, можно приготовить горячую пищу и заранее разложить ее по термосам;
- также нужно проследить, чтобы спички и материал для розжига находился в водонепроницаемой емкости. В крайнем случае достаточно их просто поместить в полиэтиленовый пакет;
- если шторм ожидается в ночное время, то необходимо белые сигнальные ракеты переместить на палубу и поместить их в водонепроницаемый пакет. Это нужно для того, чтобы успеть при необходимости быстро подать сигнал приближающемуся судну. Из-за брызг ходовые огни могут быть просто не видны.
Возможно, подобные мероприятия не пригодятся ни разу за все время прогулки на яхте. Однако в море нужно быть готовым ко всему.